ПМ - словарь слов и понятий постмодернизма. Расширяй сознание!

ПМ - словарь слов и понятий постмодернизма. Расширяй сознание!

ПМ. Аа

ПМ Добавление слова

ПМ » Аа «

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя
Цифры Знаки
Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz

Home
Контакты
Добавить слово
Новости
Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

ПОСТМОДЕРНИЗМ Англ. postmodernism, франц. postmodernisme, нем. postmodernismus. Многозначный и динамически подвижный в за­висимости от исторического, социального и национального контек­ста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Прежде всего постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. Постмодернизм прошел долгую фазу первичного латентного формообразования, датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны (в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и проч.), и лишь с начала 80-х годов был осознан как общеэстетический феномен западной культуры и теоретически отрефлексирован как специфическое явление в философии, эстетике и литературной критике.


Сегодня кое-кто утверждает, что время постмодернизма уже закончилось и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этой формулировки с нетерпением.





Новости
20 01 2018 10:59:06 Вокалистку The Cranberries похоронят в родной ирландской деревне
Стало известно, где похоронят вокалистку The Cranberries Долорес О'Риордан.

20 01 2018 10:40:00 Сеул потребовал объяснений Пхеньяна из-за отмены визита артистов КНДР
Южная Корея направила запрос КНДР с требованием разъяснить причины отмены подготовительного визита ее группы артистов, занимающихся подготовкой выступлений на Олимпиаде в Пхенчхане, сообщают в субботу южнокорейские СМИ.

20 01 2018 09:30:29 Пользователи Facebook смогут сами определять достоверность новостей
Facebook предоставит пользователям возможность самим определять, каким новостным источникам они доверяют, заявил глава компании Марк Цукерберг.

20 01 2018 08:44:22 В Москве в субботу ожидается низкое атмосферное давление
"Атмосферное давление будет падать, и барометры покажут 743 мм ртутного столба, что ниже нормы", — рассказали синоптики.

20 01 2018 08:32:07 Стала известна причина смерти рок-музыканта Тома Петти
В заявлении семьи Петти, опубликованном в пятницу на странице музыканта в Facebook, говорится, что Петти страдал от «многих серьезных заболеваний, включая эмфизему, проблем с коленями, и самое серьезное — перелом бедра».

20 01 2018 07:36:00 Спасатели предупредили о мощном циклоне в Магаданской области
Спасатели распространили экстренное предупреждение о приходе в Магаданскую область мощного циклона с сильным ветром и метелями, передает РИА "Новости" со ссылкой на Пожарно-спасательный центр (ПСЦ) Колымы.

20 01 2018 02:47:51 Мэрия Москвы предложила Яшину перенести митинг с проспекта Сахарова
Яшин, как сообщил РБК, заявил, что мэрия не разрешила проводить 28 января акцию на проспекте Сахарова.


1. Абъекция, истинно-реальное - Франц. ab-jection, vreel. Понятия Ю. Кристевой, составная часть ее концепции довербальной стадии языкового становления «говорящего субъекта». «Абъекция», как и «истинно-реальное», характеризуют стадию становления субъекта, хронологически предваряющую «стадию зеркала», а первая — даже стадию лакановского Воображаемого (Психические инстанции). «Абъекция» — процесс отпадения, в результате которого возни­кает «абъект» — «отпавший объект». Не являясь ни объектом, ни субъектом, абъект представляет собой первую попытку будущего субъекта осознать факт своего отделения от доэдиповской матери со всем комплексом шоковых ощущений, связанных с данным со­бытием; при этом состояние абъекции распространяется не только на ребенка, но и на мать. «Истинно-реальное» (le vreel — от le vrai — «истина» и le reel — «реальность) является дальнейшей разра­боткой лакановского «реального» и, как и у Лакана, носит двой­ственный характер: с одной стороны, оно характеризует степень психического становления ...
» подробнее »


2. Авторитет письма - Франц. AUTORITE DE. L′ECRITURE., англ. AUTHORITY OF WRITING, нем. autoritat des SСHREIBENS. Познавательный релятивизм деконструктивистов заставляет их с особым вниманием относиться к пробле­ме «авторитета письма», так как «письмо» в виде текстов любой исторической эпохи является для них единственной конкретной данностью, с которой они имеют дело. «Авторитет» характеризу­ется ими как специфическая власть языка художественного произ­ведения, способного своими внутренними, чисто риторическими средствами создавать самодовлеющий «мир дискурса».Этот «авторитет» текста, не соотнесенный с действительно­стью, обосновывается исключительно «интертекстуально», т. е. авторитетом других текстов; иначе говоря, авторитет письма воз­никает благодаря имеющимся в тексте ссылкам и аллюзиям на другие тексты, уже приобретшие свой «авторитет» в данной куль­турной среде, воспринимающей их как источник безусловных и неоспоримых аксиом. В конечном счете, «авторитет» отождеств­ляется с риторикой ...
» подробнее »


3. Авторская маска - Англ. author′s mask. Термин постмодернизма, предложенный американским критиком К. Мамгреном (Malmgren: 1985). Ученые, исследовавшие организацию текстовых структур произведений постмодернизма (Д. Лодж, Д. Фоккема), выявили различные способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разо­рванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности. В целом подход этих исследователей помог опи­сать разрушительный аспект практики постмодернизма — те способы, с помощью которых постмодернисты демонтируют традици­онные повествовательные связи внутри произведения, отвергают привычные принципы его организации. Однако они оставили от­крытым вопрос, что же является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает столь разроз­ненный и гетерогенный материал, который составляет содержание «типового» постмодернистского романа, в нечто, заставляющее воспринимать себя как целое. ...
» подробнее »


4. Актант - Франц, англ. астаnt. Термин структурализма, наиболее аб­страктное понятие реализатора функции действия или, по А. Ж. Греймасу и Ж. Курте, «синтаксическая позиция». В сво­ем «Объяснительном словаре теории языка» они охарактеризова­ли актант как «определенный тип формальной синтаксической единицы, еще не получившей семантическую и/или идеоло­гическую нагрузку» (Греймас: Курте: 1983. с. 483).По структуралистским представлениям, актант является абст­рактным выражением функциональной сущности персонажа. Греймас использовал понятие актанта для описания глубинного процесса — смыслопорождения. В нарратологии вместо ак­танта употребляется понятие актора (также актантовая ...
» подробнее »


5. Актантовая схема - Франц. systeme actantiel. Формализованное описание системы персонажей произведения как определенной конфигурации ком­муникативных и функциональных позиций. Идея актантовой схе­мы выработалась в трудах Проппа, Леви-Стросса, Якобсона, Су­рьо, Теньера; самая влиятельная концепция актантовой схемы была предложена А.-Ж. Греймасом. В 1959 году в книге «Элементы структурного синтаксиса» (Tesniere:1959) Теньер вы­двинул специфическое понятие актанта — большой синтаксиче­ской функции — и предложил модель, состоящую из трех актан­тов, необходимых, по его мнению, для осуществления повествова­тельного действия: «агента» (agent), «пациента» (patient) и «бенефициарий» ...
» подробнее »


6. Актор - Франц. acteur, англ. actor. Термин нарратологии; теоретический конструкт, абстрактная категория, одна из функций рассказа или инстанций акта художественной коммуникации. В зависимости от степени абстрактности его понимания может означать различные функции. На самом верхнем уровне повествования (уровне мани­фестации) актор выступает в роли (функции) персонажа (как пи­шет голландская исследовательница М. Баль, «акторы приобре­тают в результате дистрибуции отличительные черты, таким образом они индивидуализируются и трансформируются в персонажи» — Bal: 1997., с. 7) или принимает облик одушевленных предметов — например, в баснях, сказках, научной фантастике, в тех произведениях символической и реалистической литературы, где объекты изображаемого мира действительности приобретают функции действующего лица, активно влияющего на ход повествования (шахта в «Жерминале», паровоз в «Человеке-звере» Золя).На дискурсивном уровне актор способен приобрести функцию рассказчика: как автор ...
» подробнее »


7. Аллюзия - (От лат. allusio - шутка, намёк), в художественной литературе, ораторской и разговорной речи одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным. В качестве намёка нередко пользуются крылатыми словами и выражениями (например, "слава Герострата", "перейти Рубикон", "пришел, увидел, победил", "Демьянова ...
» подробнее »


8. Архив - Франц. archives. Понятие в культурологической концепции М. Фуко, посредством которого ученый описывает правила по­рождения «новых дискурсивных объектов», формализует процесс, ведущий к смене одной научной формации другой.Как подчеркивает Фуко, «архив» не представляет собой уни­формного и недифференцированного корпуса дискурсов, напро­тив, это сильно дифференцированная «общая система формации и трансформации высказываний» (Foucault:1972b. с. 130). При этом для современников «открыть», сделать явственным свой собст­венный «архив» невозможно: «поскольку мы говорим, находясь внутри этих правил, постольку он [архив] придает тому, что мы можем сказать — как и самому себе, как объекту нашего дискур­са, — свои модусы правдоподобия, свои формы существования и сосуществования, свою систему накопления научных фактов, их историчности и исчезновения» (там же).Если и можно успешно исследовать «архив» другой эпохи, то только потому, что он предстает перед людьми иного времени как ...
» подробнее »


9. Ауктор - От лат. auctor — создатель, творец, писатель. Термин нарратологии, широко применяемый и критиками других на­правлений. Введен в 1955 г. в форме «аукториальной повествова­тельной ситуации» и «аукториального повествователя» австрий­ским литературоведом Ф. Л. Штанцелем (Slanzel:1955. Stanzel:1964. Stanzel:1979) и затем получил дальнейшую разработку у Ю. Кристевой (Kristeva:1969h. Kristeva:1970), Ж. Женетта (Genette:1982, Genette: 1989), Я. Линтвельта (Lintvelt: 1981) и др. Близкий по своей функции абстрактному автору, термин «ауктор» был введен для разграничения различных нарративных типов (нарративные типы) или способов презентации повествова­тельного материала с точки зрения того, кто служит для читателя центром ориентации в ходе рассказа. Иными словами, ауктор — это тот, кто является организатором описываемого мира художе­ственного произведения и предлагает читателю свою интерпрета­цию, свою точку зрения на описываемые события и действия, до­минирующую ...
» подробнее »


В этой категории 9 слов

Англицизмы Дискурс Илья ИЛЬИН Искусство Культура постмодернизма Лексикон постмодернизма Основные понятия Основоположники Писатели постмодернисты Политика Постмодернизм Признаки техногенного общества Рождение постмодернизма Свойства языка Социум Философия постмодернизма Философы Экономика Языковеды

Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.


MedveD.Titla.Ru - иллюстрированный словарь албанского языка, возможность добавления ссылок, статей, картинок.


Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.
Реальности нет. Есть различные виртуальные реальности.
Поиск различия между текстом и реальностью прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст.



В словаре «PM» 54 слова



Яндекс.Метрика

ПМ - словарь слов и понятий постмодернизма. Расширяй сознание!


Наверх библиотека статей
рекламные статьи


Copyright© 2008 - 2018 Dimanist