ПМ » Аа «
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя
Цифры Знаки
Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz
Home
Контакты Добавить слово Новости
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Англ. postmodernism, франц. postmodernisme, нем. postmodernismus.
Многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического,
социального и национального контекста комплекс философских,
эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений.
Прежде всего постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета,
специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных
возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире.
Постмодернизм прошел долгую фазу первичного латентного формообразования,
датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны
(в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и проч.),
и лишь с начала 80-х годов был осознан как общеэстетический феномен западной культуры
и теоретически отрефлексирован как специфическое явление в философии, эстетике и
литературной критике.
Сегодня кое-кто утверждает, что время постмодернизма уже закончилось и мы живем
в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока
сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этой формулировки
с нетерпением.
|
1. Абъекция, истинно-реальное - Франц. ab-jection, vreel. Понятия Ю. Кристевой, составная часть ее концепции довербальной стадии языкового становления «говорящего субъекта». «Абъекция», как и «истинно-реальное», характеризуют стадию становления субъекта, хронологически предваряющую «стадию зеркала», а первая — даже стадию лакановского Воображаемого (Психические инстанции). «Абъекция» — процесс отпадения, в результате которого возникает «абъект» — «отпавший объект». Не являясь ни объектом, ни субъектом, абъект представляет собой первую попытку будущего субъекта осознать факт своего отделения от доэдиповской матери со всем комплексом шоковых ощущений, связанных с данным событием; при этом состояние абъекции распространяется не только на ребенка, но и на мать. «Истинно-реальное» (le vreel — от le vrai — «истина» и le reel — «реальность) является дальнейшей разработкой лакановского «реального» и, как и у Лакана, носит двойственный характер: с одной стороны, оно характеризует степень психического становления ... » подробнее » 2. Авторитет письма - Франц. AUTORITE DE. L′ECRITURE., англ. AUTHORITY OF WRITING, нем. autoritat des SСHREIBENS. Познавательный релятивизм деконструктивистов заставляет их с особым вниманием относиться к проблеме «авторитета письма», так как «письмо» в виде текстов любой исторической эпохи является для них единственной конкретной данностью, с которой они имеют дело. «Авторитет» характеризуется ими как специфическая власть языка художественного произведения, способного своими внутренними, чисто риторическими средствами создавать самодовлеющий «мир дискурса».Этот «авторитет» текста, не соотнесенный с действительностью, обосновывается исключительно «интертекстуально», т. е. авторитетом других текстов; иначе говоря, авторитет письма возникает благодаря имеющимся в тексте ссылкам и аллюзиям на другие тексты, уже приобретшие свой «авторитет» в данной культурной среде, воспринимающей их как источник безусловных и неоспоримых аксиом. В конечном счете, «авторитет» отождествляется с риторикой ... » подробнее » 3. Авторская маска - Англ. author′s mask. Термин постмодернизма, предложенный американским критиком К. Мамгреном (Malmgren: 1985). Ученые, исследовавшие организацию текстовых структур произведений постмодернизма (Д. Лодж, Д. Фоккема), выявили различные способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности. В целом подход этих исследователей помог описать разрушительный аспект практики постмодернизма — те способы, с помощью которых постмодернисты демонтируют традиционные повествовательные связи внутри произведения, отвергают привычные принципы его организации. Однако они оставили открытым вопрос, что же является связующим центром подобного фрагментированного повествования, что превращает столь разрозненный и гетерогенный материал, который составляет содержание «типового» постмодернистского романа, в нечто, заставляющее воспринимать себя как целое. ... » подробнее » 4. Актант - Франц, англ. астаnt. Термин структурализма, наиболее абстрактное понятие реализатора функции действия или, по А. Ж. Греймасу и Ж. Курте, «синтаксическая позиция». В своем «Объяснительном словаре теории языка» они охарактеризовали актант как «определенный тип формальной синтаксической единицы, еще не получившей семантическую и/или идеологическую нагрузку» (Греймас: Курте: 1983. с. 483).По структуралистским представлениям, актант является абстрактным выражением функциональной сущности персонажа. Греймас использовал понятие актанта для описания глубинного процесса — смыслопорождения. В нарратологии вместо актанта употребляется понятие актора (также актантовая ... » подробнее » 5. Актантовая схема - Франц. systeme actantiel. Формализованное описание системы персонажей произведения как определенной конфигурации коммуникативных и функциональных позиций. Идея актантовой схемы выработалась в трудах Проппа, Леви-Стросса, Якобсона, Сурьо, Теньера; самая влиятельная концепция актантовой схемы была предложена А.-Ж. Греймасом. В 1959 году в книге «Элементы структурного синтаксиса» (Tesniere:1959) Теньер выдвинул специфическое понятие актанта — большой синтаксической функции — и предложил модель, состоящую из трех актантов, необходимых, по его мнению, для осуществления повествовательного действия: «агента» (agent), «пациента» (patient) и «бенефициарий» ... » подробнее » 6. Актор - Франц. acteur, англ. actor. Термин нарратологии; теоретический конструкт, абстрактная категория, одна из функций рассказа или инстанций акта художественной коммуникации. В зависимости от степени абстрактности его понимания может означать различные функции. На самом верхнем уровне повествования (уровне манифестации) актор выступает в роли (функции) персонажа (как пишет голландская исследовательница М. Баль, «акторы приобретают в результате дистрибуции отличительные черты, таким образом они индивидуализируются и трансформируются в персонажи» — Bal: 1997., с. 7) или принимает облик одушевленных предметов — например, в баснях, сказках, научной фантастике, в тех произведениях символической и реалистической литературы, где объекты изображаемого мира действительности приобретают функции действующего лица, активно влияющего на ход повествования (шахта в «Жерминале», паровоз в «Человеке-звере» Золя).На дискурсивном уровне актор способен приобрести функцию рассказчика: как автор ... » подробнее » 7. Алетейя - Алете́йя — истина, несокрытое - в переводе с древнегреческого; то, что может быть раскрыто и познано.Термин означает понятие истины в ... » подробнее » 8. Аллюзия - (От лат. allusio - шутка, намёк), в художественной литературе, ораторской и разговорной речи одна из стилистических фигур: намёк на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным. В качестве намёка нередко пользуются крылатыми словами и выражениями (например, "слава Герострата", "перейти Рубикон", "пришел, увидел, победил", "Демьянова ... » подробнее » 9. Архив - Франц. archives. Понятие в культурологической концепции М. Фуко, посредством которого ученый описывает правила порождения «новых дискурсивных объектов», формализует процесс, ведущий к смене одной научной формации другой.Как подчеркивает Фуко, «архив» не представляет собой униформного и недифференцированного корпуса дискурсов, напротив, это сильно дифференцированная «общая система формации и трансформации высказываний» (Foucault:1972b. с. 130). При этом для современников «открыть», сделать явственным свой собственный «архив» невозможно: «поскольку мы говорим, находясь внутри этих правил, постольку он [архив] придает тому, что мы можем сказать — как и самому себе, как объекту нашего дискурса, — свои модусы правдоподобия, свои формы существования и сосуществования, свою систему накопления научных фактов, их историчности и исчезновения» (там же).Если и можно успешно исследовать «архив» другой эпохи, то только потому, что он предстает перед людьми иного времени как ... » подробнее » 10. Архэ - Архэ́ — начало, основание, происхождение, первопричина, принцип - в переводе с древнегреческого; в досократовской древнегреческой философии - первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Этот термин использовал Аристотель для характеристики учений первых ... » подробнее » 11. Ауктор - От лат. auctor — создатель, творец, писатель. Термин нарратологии, широко применяемый и критиками других направлений. Введен в 1955 г. в форме «аукториальной повествовательной ситуации» и «аукториального повествователя» австрийским литературоведом Ф. Л. Штанцелем (Slanzel:1955. Stanzel:1964. Stanzel:1979) и затем получил дальнейшую разработку у Ю. Кристевой (Kristeva:1969h. Kristeva:1970), Ж. Женетта (Genette:1982, Genette: 1989), Я. Линтвельта (Lintvelt: 1981) и др. Близкий по своей функции абстрактному автору, термин «ауктор» был введен для разграничения различных нарративных типов (нарративные типы) или способов презентации повествовательного материала с точки зрения того, кто служит для читателя центром ориентации в ходе рассказа. Иными словами, ауктор — это тот, кто является организатором описываемого мира художественного произведения и предлагает читателю свою интерпретацию, свою точку зрения на описываемые события и действия, доминирующую ... » подробнее » 12. Ацентризм - Ацентри́зм — фундаментальная установка постмодернистской философии, основанная на радикальной критике классических представлений о структурности и дополненная отказом от предположения наличия выделенных точек и осей пространственной и семантической среды. Если в классическом интерьере стол знаменовал собой центр, доминирующий над остальным пространством, то теперь «стулья уже не тяготеют к столу». В децентрированном пространстве теряется избранность любых пространственных точек, оно перестает восприниматься как «система мест»: «нет больше кроватей, на которых лежат, нет больше стульев, на которых сидят, есть лишь функциональные сиденья, вольно синтезирующие всевозможные позы (а тем самым и всевозможные отношения между людьми)». Жан ... » подробнее » В этой категории 12 слов |
Англицизмы Вымышленные страны Дискурс Илья ИЛЬИН Искусство Коронавирус Культура постмодернизма Лексикон постмодернизма Метамодернизм Насекомые Основные понятия Основоположники Писатели постмодернисты Политика Постмодернизм Признаки техногенного общества Рождение постмодернизма Свойства языка Современные постмодернисты Социум Стримеры Философия Философия постмодернизма Философы Экономика Языковеды
Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль.
Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия,
возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов,
тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления.
Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового,
эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего,
этического, эстетического, конструктивного.
Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто
призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность,
вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.
|
В словаре «PM» 76 слов
Copyright© 2008 - 2025 Dimanist