ПОСТМОДЕРНИЗМ
Англ. postmodernism, франц. postmodernisme, нем. postmodernismus.
Многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического,
социального и национального контекста комплекс философских,
эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений.
Прежде всего постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета,
специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных
возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире.
Постмодернизм прошел долгую фазу первичного латентного формообразования,
датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны
(в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и проч.),
и лишь с начала 80-х годов был осознан как общеэстетический феномен западной культуры
и теоретически отрефлексирован как специфическое явление в философии, эстетике и
литературной критике.
Сегодня кое-кто утверждает, что время постмодернизма уже закончилось и мы живем
в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока
сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этой формулировки
с нетерпением.
Актор
Франц. acteur, англ. actor. Термин нарратологии; теоретический конструкт, абстрактная категория, одна из функций рассказа или инстанций акта художественной коммуникации. В зависимости от степени абстрактности его понимания может означать различные функции. На самом верхнем уровне повествования (уровне манифестации) актор выступает в роли (функции) персонажа (как пишет голландская исследовательница М. Баль, «акторы приобретают в результате дистрибуции отличительные черты, таким образом они индивидуализируются и трансформируются в персонажи» — Bal: 1997., с. 7) или принимает облик одушевленных предметов — например, в баснях, сказках, научной фантастике, в тех произведениях символической и реалистической литературы, где объекты изображаемого мира действительности приобретают функции действующего лица, активно влияющего на ход повествования (шахта в «Жерминале», паровоз в «Человеке-звере» Золя). На дискурсивном уровне актор способен приобрести функцию рассказчика: как автор реплик в диалоге между персонажами; как один из повествователей вставного рассказа; как единственный повествователь всего произведения, где повествование может вестись в третьем лице, но в перспективе ограниченного знания и специфики мироощущения повествователя (подробнее нарративные типы). На самом глубинном уровне существования имплицитных (неявных) структур, где, по представлениям структуралистов, происходит процесс смыслопорождения, актор выступает в своей самой абстрактной форме — актанта. Разграничивая понятия «актант» и «актор», Греймас отмечает: «Если акторы могут быть помещены внутрь рассказа-происшествия (conte-occurence), то актанты, которые являются классами акторов, могут быть установлены только исходя из корпуса вcех рассказов; одна артикуляция акторов конституирует отдельный рассказ; структура актантов — отдельный жанр. Актанты, следовательно, обладают металингвистическим статусом по отношению к акторам; они предполагают при этом функциональный анализ, т. е. конституирование определенных сфер действия» (Greimas:1966.c. 175). Главным определяющим признаком актора является его вторичность по отношению к остальным повествовательным инстанциям и, как следствие, его от них зависимость. Когда идет речь об акториальном типе повествования, то имеется в виду, что автор всеми доступными ему повествовательными средствами подчеркивает ограниченность той картины, той нарративной перспективы, которая создается данным типом рассказа, чтобы дать возможность читателю почувствовать за ней совсем иную точку зрения, по-иному интерпретирующую и оценивающую описываемые события. По нарратологическим представлениям предполагается, что когда акторы приобретают функцию рассказчика на уровне диалога между персонажами, то фактически имеет место цитирование их дискурсов, осуществляемое либо рассказчиком этого эпизода (в случае «рассказа в рассказе»), либо нарратором всего произведения в целом. Из этого следует еще один постулат нарратологии: принципиальное несовпадение персонажа и актора, нарратора и актора. Последний, являясь абстрактным выражением функции действия, всегда служит объектом повествования (повествовательного акта), в то время как персонаж выполняет одновременно функции и субъекта и объекта повествования, т. е. и нарратора, и актора. Таким образом, по своим функциям нарратор и актор четко различаются друг от друга: нарратор берет на себя функции репрезентации (нарративную функцию) и контроля (функцию управления), никогда не осуществляя функцию действия, тогда как актор всегда наделяется функцией действия и лишается функций повествования и контроля.
слово/понятие добавлено в понедельник 18 января 2010 года, 16:41:59
Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль.
Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия,
возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов,
тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления.
Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового,
эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего,
этического, эстетического, конструктивного.
Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто
призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность,
вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.
Реальности нет. Есть различные виртуальные реальности. Поиск различия между текстом и реальностью прекращен: реальность окончательно
не обнаружена, имеется только текст.