ПМ - словарь слов и понятий постмодернизма. Расширяй сознание!

ПМ - словарь слов и понятий постмодернизма. Расширяй сознание!

ПМ. Бб. Бессознательное

ПМ Добавление слова

ПМ » Бб » Бессознательное «

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя
Цифры Знаки
Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz

Home
Контакты
Добавить слово
Новости
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

ПОСТМОДЕРНИЗМ Англ. postmodernism, франц. postmodernisme, нем. postmodernismus. Многозначный и динамически подвижный в за­висимости от исторического, социального и национального контек­ста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений. Прежде всего постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире. Постмодернизм прошел долгую фазу первичного латентного формообразования, датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны (в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и проч.), и лишь с начала 80-х годов был осознан как общеэстетический феномен западной культуры и теоретически отрефлексирован как специфическое явление в философии, эстетике и литературной критике.


Сегодня кое-кто утверждает, что время постмодернизма уже закончилось и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этой формулировки с нетерпением.





Новости























Бессознательное

Нем. unbewugt, франц. inconscient, англ. unconscious. Много­значный термин, впервые наиболее авторитетно обоснованный 3. Фрейдом и получавший за долгую историю своего существо­вания самые различные, если не просто взаимоисключавшие ин­терпретации. Даже в рамках психоанализа, весьма подвижных и постоянно меняющих свои очертания, понимание бессознательного неоднозначно: в своей далекой не новой работе 1968 г. английский психоаналитик Ч. Райкрофт (Райкрофт:1995) насчитал по мень­шей мере шесть различных психоаналитических школ (классический психоанализ, эго-психология, клейнианский психоанализ, объект-теория, экзистенциальный психоанализ и юнгианский психоанализ).
бессознательное — совокупности содержаний, не присутствующих в акту­альном поле сознания
Для определе­ния этого понятия в самом широком его смысле можно воспользо­ваться характеристикой известных французских ученых Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса: бессознательное — термин «для обо­значения совокупности содержаний, не присутствующих в акту­альном поле сознания» (Лапланш. Понталис:1996, с. 71).
В современной науке можно выделить три наиболее влия­тельные концепции бессознательного, существующие как в чистом виде, так и в переходно-смешанных вариантах:
1) бессознательное индивидуальное, т. е. личное бессозна­тельное;
2) коллективное бессознательное;
3) культурное бессознательное.
Первое, восходящее к Фрейду, определяет бессознательное как биологически-психическое в своей основе начало, обязанное своим происхождением сексуальному влечению. Именно акцент на сексуальности, столь близкий мироощущению авангардно продви­нутой западной интеллигенции, бунтующей против буржуазного духа рациональности — в веберовском ее понимании — и являет­ся основополагающим для общей тональности наиболее распро­страненных интерпретаций бессознательного. У Фрейда понятие бессознательного существенно эволюционировало. Согласно его первой теории психического аппарата (основанной на топографическом делении души на бессознательное, предсознательное и сознание), «бессознательное состоит из содержаний, не допущенных в систему «Предсознание-Сознание» в результате вытеснения» (Лапланш. Понталис:1996, с. 71). В более поздней динамической модели психического аппарата человека (с ее струк­турными категориями «Оно», «Я», «Сверх-Я») бессознательное в основном совпало с понятием «Оно», и в этом своем понимании было воспринято большинством фрейдистски ориентированных ученых и последовавших за ними литературоведов и культуроло­гов.
Разграничение между собственно бессознательным и предсознательным осталось достаточно хрупким и неясным, хотя и было проведено Фрейдом относительно рано — в процессе разработки его метапсихологии, приблизительно в 1895 году; однако точную формулировку мы вряд ли сможем найти и в позднейших работах. Если обратиться к классической работе 1900 года «Толкование сновидений», то там предсознательное помещается Фрейдом ме­жду бессознательным и сознанием, от которого оно отделено цензурой. Именно она не допускает бессознательные содержания как в предсознание, так и, естественно, в сознание. При этом Фрейд резко разграничивал предсознание и собственно сознание, ставя между ними преграду в виде так называемой «второй цензуры», выполняющей защитные функции по преграждению доступа тре­вожным мыслям в сферу сознания. Для предсознания во фрейдов­ском его толковании характерны два признака, впоследствии по­служившие причиной дальнейших разногласий между «доктринальным» фрейдизмом и неофрейдизмом. Для Фрейда предсознательные представления как правило носят вербализированный характер, они для него связаны со «словесными представ­лениями», что сразу ставит его учение в известную оппозицию по отношению к теориям Лакана. Другой характеристикой предсоз­нания является его тесная связь с Я, недаром он называл его «нашим официальным Я». В своей работе «Бессознательное» (1915) ученый назвал предсознательное «осознанным знанием», т. е. фактически отождествил его с теми содержаниями бессозна­тельного, которые легко могут стать доступны осознанию; естест­венно, так понятое предсознательное не могло охватывать все сферы «подлинного» бессознательного, принципиально оторван­ного от сознания. В дальнейшем (в так называемой второй топи­ке) Фрейд практически отказался от этого понятия, употребляя его лишь в качестве прилагательного «для обозначения того, что ускользает от актуального сознания, но является бессознательным в узком смысле этого слова» (Лапланш. Понталис:1996, с. 350). Поскольку фрейдизм чаще всего воспринимается широкими кру­гами гуманитарной интеллигенции вне своей исторической пер­спективы, то различие между понятиями бессознательного и пред-сознательного часто либо упускается, либо становится предметом далеко идущих спекуляций, сильно отклоняющихся от своего пер­воисточника.
Другие понимания бессознательного связаны с попытками, бо­лее или менее последовательными и искренними, его дебиологизации. Непосредственно неосознаваемые элементы душевной жизни человека, как и те биологические процессы функционирования его организма, которые получили название «бессознательного», у большинства теоретиков постструктуралистской ориентации при­обретали черты некоего «коллективного бессознательного» — мифической первопричины всех изменений в обществе. При этом стихийность проявлений бессознательного, характеризуемых как «неритмичные пульсации», трансформировались у большинства постмодернистов в не менее мифическую силу — в мистифицированное, фантомное понятие желания, которое действует как стихийный элемент в общем «устройстве» общества.
У Делеза и Гваттари бессознательное может выступать в двух ипостасях: параноическом или шизофреническом. В пер­вом случае оно порождает тотальности и «репрезентации», созда­ет видимость жизни; во втором — утверждает фрагментированные, раздробленные множественности — «мегафабрику». При этом постоянно подчеркивается процессуальный характер дейст­вия бессознательного, описываемого как шизофрения и понимае­мого прежде всего как процесс порождении желания и «желающих машин». Именно шизофрения, утверждают авторы «Анти-Эдипа», и «конституирует» становление реальности. Кро­ме того, сама шизофрения может принимать двойную форму: либо процесса болезни, когда «чистый поток экзистенции» подвер­гается воздействию структур, кодов, систем и аксиом, приостанав­ливающих его свободное излияние, налагающих на него «арест», поскольку все эти структуры представляют собой «репрессивные формации»; либо процесса становления, обозначающего «микропорождение» желания, порождение «парциальных объек­тов».
В соответствии с подобной установкой Делез выделяет два уровня, на которых действует бессознательное и его порождения — «желающие машины» и «машинное производство»: моляр­ный и молекулярный. Минимальные составные единицы бес­сознательного — то, что Делез называет молекулами цепочек же­лания, находящихся в постоянном движении, или, как он их иначе называет, «парциальные объекты», — образуют эфемерные от­ношения, комбинации и связи; при этом, подчеркивает Делез, это не приводит к «тотальности или единству»: «Мы живем в век парциальных объектов, кирпичей, которые были разбиты вдре­безги, и их остатков. Мы уже больше не верим в миф о существо­вании фрагментов, которые, подобно обломкам античных статуй, ждут последнего, кто подвернется, чтобы их заново склеить и вос­создать ту же самую цельность и целостность образа оригинала. Мы больше не верим в первичную целостность или конечную то­тальность, ожидающую нас в будущем» (Deleuze, Guattari: 1972. с. 42).
Только на этом уровне Делез допускает существование авто­номных парциальных объектов, минимальных по размеру и похо­жих на «следы» (любопытное совпадение с теорией «следа» Дерриды) элементов бессознательного, которые он наделяет корпускулярно-волновой природой (по аналогии с современной физической квантовой теорией света); эта природа якобы и организует неравномерно пульсирующий либидозный поток, порождающий свободную игру частиц, где их множественность и фрагментар­ность образуют «гетерогенные конъюнкции» и «инклюзивные дизъюнкции». Здесь возможны только «алеаторные», т. е. слу­чайные комбинации и полное отсутствие всякой стабильности.
В том же случае, считает Делез, когда бессознательное прони­зывает, или, по его терминологии, «инвестирует» «социальное поле», оно мобилизует «свободную игру» «сверхзарядов» либидозной энергии, ее «противозарядов», или «разряжений». Таким образом, бессознательное как бы постоянно испытывает колеба­ния, осциллирует между двумя полюсами своего положения на молярном или молекулярном уровне. Как уже говорилось выше, на первом возникают агрегаты, или молярные структуры, которые подчиняют себе молекулы, подавляют сингулярности; на втором же уровне молекулы аккумулируют в себя микромножественности (парциальные объекты), которые своей стихийностью подрывают единство структур.
Бессознательное обладает стихийной способностью произво­дить два полюса противоположностей. С одной стороны, оно по­рождает «цельности», «тотальности» и создает иллюзию упорядо­ченности, параноический театр абсурда; с другой стороны, оно порождает хаотическое царство независимых друг от друга множественностей и импульсов, возникающих в результате прохож­дения потоков либидо. Редуцируя социально-экономическую жизнь общества и человека до уровня семиотической системы, исследователи превращают все в семиотический процесс, в семиозис.
Согласно точке зрения, наверно, самого популярного среди первой генерации постмодернистов ученого — Лакана, в основе человеческой психики, поведения человека лежит бессознатель­ное. При этом Лакан предложил трактовку фрейдовского подсоз­нания как речи и отождествил структуру подсознания со структу­рой языка. В одном из своих наиболее цитируемых высказываний он утверждает: «Бессознательное — это дискурс Другого», это «то место, исходя из которого ему (субъекту. — И. И.) и может быть задан вопрос о его существовании» (Laccan:1966. с. 549). И хотя у Лакана часто наблюдается характерный сдвиг понятий, ко­торыми он оперирует, вследствие чего результирующий смысл его аргументации приобретает мерцательное свойство логической не­прозрачности, дискурсивность этого Другого как основополагаю­щий его признак остается вне сомнения. Эту доминирующую характеристику Другого впоследствии активно разрабатывал Деррида, в частности, в своей работе «Психея: Изобретение другого» (Derrida:1987).
Лакан развил некоторые потенции, имманентно присущие са­мой теории произвольности знака, сформулированной Соссюром, и ведущие к отрыву означающего от означаемого. Кардинально пересмотрев традиционную теорию фрейдизма с позиций лингвис­тики и семиотики, Лакан увидел в бессознательном языковую структуру: «бессознательное является целостной структурой языка», а «работа сновидений следует законам означающего» (Lacan:1977, с. 147, 161).
Панъязыковость позиции Лакана, разумеется, резко отличает его от Фрейда. Саруп несомненно прав, когда пишет: «Его теория языка такова, что он не смог бы возвратиться к Фрейду: тексты не могут иметь недвусмысленного, изначально девственного смысла. С его точки зрения, аналисты должны непосредственно обращать­ся к бессознательному, и это означает, что они должны быть прак­тиками языка бессознательного — языка поэзии, каламбура, внутренних рифм. В игре слов причинные связи распадаются и изобилуют ассоциации» (Sarup:1988, с. 9). К. Батлер отмечает, что «в терминах Лакана противоречия внутри индивида возникают из бессознательного (порождаются действием бессознательного) по мере того, как оно пытается разрушить символический порядок в том виде, в каком он налагается семьей и в конечном счете обще­ством» (Butler: 1980. с. 128).
Другой видный теоретик постмодернизма — Ю. Кристева обратилась к лакановской теории подсознания в силу своей не­удовлетворенности чисто лингвистическим объяснением функцио­нирования поэтического языка. Лингвистическая трактовка бес­сознательного у Лакана выдвинула в качестве основной цели пси­хоанализа восстановление исторической и социальной реальности субъекта на основе языка подсознания; эту задачу Кристева по­пыталась решить практически в «Революции поэтического языка» (Kristeva: 1974). В этом исследовании текстуальная продуктивность описывается как «семиотический механизм текста», основанный на сетке ритмических ограничений, вызванных бес­сознательными импульсами, и постоянно испытывающий сопро­тивление со стороны однозначной метрической традиции у гово­рящего субъекта.
Из всех постструктуралистов Кристева предприняла попытку дальше всех заглянуть «по ту сторону языка» — выявить тот «довербальной» уровень существования человека, где безраздельно господствует царство бессознательного, и вскрыть его механи­ку, понять те процессы, которые в нем происходят. Кристева по­пыталась с помощью концепции хоры создать «материальную основу» дословесности либидо, при всей разумеющейся условно­сти этой «материальности». — В этом, собственно, и заключается ее «прорыв» в вербальную структурность языка из предвербальной бесструктурности постструктурализма. Хора выступает как материальная вещность коллективной либидозности, как реификация, овеществление бессознательности желания, во всей много­значности, которая приписывается этому слову в мифологии пост­структурализма. Этот новый вид энергетической материи, создан­ный по образу и подобию современных представлений о новых типах материи физической — своего рода силовое поле, разди­раемое импульсами жизни и смерти. Эроса и Танатоса. Также Политическое бессознательное.

слово/понятие добавлено в понедельник 18 января 2010 года, 16:53:43


url источника: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/ilyin-book.htm
url добавителя: http://music-bands.titla.info
Тег:
Илья ИЛЬИН

загрузить картинку к «Бессознательное»


Англицизмы Вымышленные страны Дискурс Илья ИЛЬИН Искусство Коронавирус Культура постмодернизма Лексикон постмодернизма Метамодернизм Насекомые Основные понятия Основоположники Писатели постмодернисты Политика Постмодернизм Признаки техногенного общества Рождение постмодернизма Свойства языка Современные постмодернисты Социум Стримеры Философия Философия постмодернизма Философы Экономика Языковеды

Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.


MedveD.Titla.Ru - иллюстрированный словарь албанского языка, возможность добавления ссылок, статей, картинок.


Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.
Реальности нет. Есть различные виртуальные реальности.
Поиск различия между текстом и реальностью прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст.



В словаре «PM» 76 слов



Яндекс.Метрика

ПМ - словарь слов и понятий постмодернизма. Расширяй сознание!


Наверх библиотека статей
рекламные статьи


Copyright© 2008 - 2024 Dimanist