ПОСТМОДЕРНИЗМ
Англ. postmodernism, франц. postmodernisme, нем. postmodernismus.
Многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического,
социального и национального контекста комплекс философских,
эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений.
Прежде всего постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета,
специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных
возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире.
Постмодернизм прошел долгую фазу первичного латентного формообразования,
датирующуюся приблизительно с конца второй мировой войны
(в самых различных сферах искусства: литературе, музыке, живописи, архитектуре и проч.),
и лишь с начала 80-х годов был осознан как общеэстетический феномен западной культуры
и теоретически отрефлексирован как специфическое явление в философии, эстетике и
литературной критике.
Сегодня кое-кто утверждает, что время постмодернизма уже закончилось и мы живем
в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока
сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этой формулировки
с нетерпением.
Барт, Джон Симмонс
Джон Си́ммонс Барт — John Simmons Barth, американский писатель-постмодернист, один из основоположников «школы чёрного юмора». Лауреат Национальной книжной премии (1972). Родился 27 мая 1930 года в Кембридже, штат Мэриленд. Окончил Университет Джонса Хопкинса в Балтиморе. Библиография Романы •Плавучая опера / The Floating Opera (1956, рус. перевод 1993) •Конец пути / The End of the Road (1958, рус. перевод 2001) •Торговец дурманом / The Sot-Weed Factor (1960) •Козлоюноша Джайлс / Giles Goat-Boy (1966) •Химера / Chimera (1972, рус. перевод 2000) •Письма / Letters (1979) •Академ / Sabbatical: A Romance (1982) •Приливные сказания / Tidewater Tales (1987) •Последнее плаванье Имярек моряка / The Last Voyage of Somebody the Sailor (1991) •Жил-был: Плавучая опера / Once upon a Time (1994) •/ Coming Soon! (2001) •/ Where Three Roads Meet (три новеллы) (2005) Рассказы •Заблудившись в комнате смеха / Lost in the Funhouse (1968, рус. перевод 2001) •/ On with the Story (1996) •/ The Book of Ten Nights and a Night (2004)
слово/понятие добавлено в четверг 18 февраля 2010 года, 21:32:49
Биография Джона Барта (John Barth) Джон Барт (1930 -) — американский писатель, родился в Кембридже, штат Мэриленд. Он учился в университете Джонса Хопкинса. Начиная с 1973 года, по окончанию университета, в биографии Джона Барта 20 последующих лет посвящены преподаванию письменности. Его постмодернистские романы – экспериментальные, комические, самоотносимые, и часто затянутые, – отражали его гнев и отчаяние о мире, который он считает нелепым и бессмысленным. Пока ранние книги его биографии неуёмно расхваливали, многие критики описывали его позднюю работу как многословную, граничащую с непостижимостью. Джон Барт имеет особый дар к пародиям. Один из его наиболее известных романов, «Торговец дурманом» (The Sot-Weed Factor, 1960), описывает времена 17 века в Мэриленде, и ловко высмеивает исторические романы. Его остальные фантазии, – «Плавучая опера» (The Floating Opera, 1956), «Конец пути» (The End of the Road, 1958), «Козлоюноша Джайлс» (Giles Goat-Boy, 1966), «Химера» (Chimera, 1972), «Письма» (Letters, 1979), «Академ» (Sabbatical, 1982), «Жил был» ( Once upon a Time, 1994), «Coming Soon» (2001), рассказы и комментарии книги «Десять и одна ночь» (The Book of Ten Nights and a Night, 2004), и новеллы книги «Где пересекаются три дороги» (Where Three Roads Meet, 2005).
слово/понятие добавлено в четверг 18 февраля 2010 года, 21:39:25
Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль.
Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия,
возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов,
тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления.
Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового,
эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего,
этического, эстетического, конструктивного.
Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто
призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность,
вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.
Реальности нет. Есть различные виртуальные реальности. Поиск различия между текстом и реальностью прекращен: реальность окончательно
не обнаружена, имеется только текст.